Сайт переехал на новый хостинг. Редирект должен сработать автоматически. Если нет нажмите сюда. Марганцесодержащие
| Карта сайта
Присадки к бензинуРоссийский рынок - продажа нефтепродуктов
Группа разработчиков присадок к бензину
Присадки к бензину. Установка риформинга. Присадки к бензинам.

Соединения марганца

В 1951 г. были синтезированы металлоорганические соединения, молекула которых представляет собой «сэндвич» с атомом переходного металла, расположенным между двумя циклопентадиенильными кольцами. В 1954 г. Фишером и Ииром впервые получен циклопентадиенилтрикарбонилмарганец (ЦТМ). Авторы установили, что дициклопентадиенилмарганец при нагревании под давлением окиси углерода превращается в желтый легко сублимирующийся кристаллический продукт состава С5Н5Мn(СО)3. Полученное соединение представляет собой «полусэндвич» с атомом марганца в середине.

Первые сообщения об открытии антидетонационных свойств новых соединений марганца появились в печати в 1957 г. В течение нескольких последующих лет были синтезированы «сэндвичевые» соединения ряда других металлов и исследованы их антидетонационные свойства. Среди исследованных веществ наиболее эффективными оказались соединения марганца— циклопентадиенилтрикарбонилмарганец (ЦТМ) и метилциклопентадиенилтрикарбонилмарганец (МЦТМ).

Все основные исследования и испытания за рубежом проведены с метилциклопентадиенилтрикарбонилмарганцем СН3С5Н4Мn(СО)3. Это соединение представляет собой прозрачную маловязкую жидкость светло-янтарного цвета с травянистым запахом, температурой кипения 233° С, плотностью 1,3884 г/см3 и температурой застывания 1,5 °С. МЦТМ хорошо растворим в бензине и практически нерастворим в воде (при 25° С — 0, 007 вес. %).

Антидетонационная эффективность МЦТМ изучалась на товарных бензинах и на индивидуальных углеводородах. Исследование на индивидуальных углеводородах показало, что те углеводороды, которые имеют наибольшую чувствительность к ТЭС, обнаруживают и наилучшую приемистость к МЦТМ. Среди исследованных углеводородов наибольшую приемистость как к ТЭС, так и к МЦТМ показали гептан нормального строения, 2,2-диметилбутан и 2-метилпентан. Нафтеновые углеводороды обладают несколько меньшей приемистостью к МЦТМ, чем парафиновые, но намного превосходят по этому показателю ароматические. Эффективность МЦТМ в олефинах в значительной степени зависит от их структуры. Приемистость октена-1 к марганцевому антидетонатору оказалась в 14 раз больше приемистости диизобутиленов.

При исследовании сравнительной эффективности МЦТМ и ТЭС на искусственной смеси, состоящей из 40% толуола, 30% гептана,20% диизобутилена и 10% изооктана (топливо ТД-3), оказалось, что МЦТМ вдвое эффективнее ТЭС при определении октанового числа по исследовательскому методу и равноценен ТЭС при оценке по моторному методу.

Приемистость бензинов к МЦТМ зависит от их химического состава. Бензины, имеющие высокую приемистость к ТЭС, как правило, показывают еще большую приемистость к МЦТМ. Основное влияние на приемистость бензинов к МЦТМ оказывает содержание в них парафиновых и ароматических углеводородов. С увеличением содержания парафиновых и уменьшением содержания ароматических углеводородов приемистость бензинов к ЦТМ возрастает. Высокую приемистость к МЦТМ имеют алкилаты, газовые бензины, углеводороды C5—С9 разветвленного строения.

Исследования антидетонационной эффективности МЦТМ на двигателях в стендовых и эксплуатационных условиях показали значительно большую эффективность этого антидетонатора, чем можно было предполагать по результатам определения октанового числа исследовательским и особенно моторным методами.

Многочисленные дорожные испытания на современных автомобилях показали, что детонационная стойкость бензинов с МЦТМ в условиях эксплуатации больше соответствует октановому числу по исследовательскому методу, чем по моторному (см. табл. 1).


Таблица 1. Эффективность ТЭС и МЦТМ при совместном введении в различные бензины.

ТЭС, мг/л МЦТМ, г/л ОЧИМ ОЧММ ОЧДМ при n об/мин
1500 2000 2500 3000 Среднее
Бензин А
0 0 90, 7 73, 5 90, 1 90, 6 90, 8 89, 9 90, 4
0 0, 066 94, 4 82, 4 93, 2 93, 5 93, 8 92, 2 93, 2
0 0, 132 95, 7 83, 3 94, 5 95, 0 94, 4 93, 2 94, 3
0 0, 264 97, 3 83, 7 95, 5 96, 5 95, 9 94, 9 95, 7
0 0, 528 99, 2 85, 0 97, 4 98, 0 97, 6 96, 8 97, 5
0, 792 0 98, 0 85, 2 96, 0 96, 8 96, 2 95, 0 96, 0
0, 792 0, 026 98, 8 86, 0 94, 9 97 6 97, 4 96, 5 97, 0
0, 792 0, 066 98, 9 86, 2 99, 6 97, 6 97, 3 96, 5 97, 0
0, 792 0, 132 99, 4 86, 5 97, 3 97, 7 97, 6 96, 8 97, 3
0,792 0, 264 100, 0 87, 0 97, 3 97, 9 97, 6 96, 7 97, 4
Бензин Б
0 0 90, 6 83, 0 88, 3 89, 6 89, 9 89, 7 89, 4
0 0, 066 94, 1 84, 6 89, 8 92, 5 93, 7 98, 3 92, 3
0 0, 132 95, 7 85, 3 92, 9 94, 2 95, 4 94, 8 94, 3
0 0, 264 97, 7 86, 5  94, 8 96, 4 97, 8 97, 0 96, 5
0 0, 528 99, 6 88, 2 97, 0 98, 9 99, 4 99, 0 98, 6
0, 792 0 99, 0 90, 7 97, 1 99, 1 99, 4 99, 5 98, 8
0, 792 0, 026 99, 3 90, 6 96, 4 99, 0 99, 9 99, 7 98, 8
0, 792 0, 066 99, 5 91, 0 97, 5 99, 9 100, 6 100, 4 99, 6
0, 792 0, 132 99, 7 91, 0 96, 8 99, 4 100, 3 99, 8 99, 1
0, 792 0, 264 100, 8 91, 3 97, 9 100, 0 100, 8 99, 9 99, 7
Бензин В

0 0 91, 0 80, 3 90, 0 91, 4 92, 1 91, 2 91, 2
0 0, 066 94, 7 82, 8 92, 4 93, 5 94, 2 93, 6 93, 4
0 0, 132 96, 2 83, 7 94, 5 95, 8 96, 0 94, 7 95, 2
0 0, 264 97, 5 84, 9 95, 6 97, 4 97, 5 96, 2 96, 7
0 0, 528 99, 4 85, 9 98, 4 99, 2 98, 9 97, 8 98, 6
0, 792 0 98, 7 88, 6 96, 9 98, 8 98, 7 98, 0 98, 1
0, 792 0, 026 100, 1 88, 4 97, 6 99, 6 99, 2 98, 4 98, 7
0, 792 0, 066 100, 5 88, 8 98, 2 99, 8 99, 4 98, 8 99, 1
0, 792 0, 132 100, 7 88, 8 98, 1 99, 2 99, 5 98, 6 98, 9
0, 792 0, 264 100, 3 88, 9 98, 4 99, 8 99, 4 98, 8 99, 1

Эффективность алкоксиметилпроизводных ЦТМ в зависимости от состава алкоксигрупп снижается в таком порядке:

CH3OR > С2H5OR > С3Н7ОR > ROCH=CH2 >> С6Н5-СН2ОR
R=МnС5Н4(СО)3СН2

Однако некоторые из этих соединений, например метоксиметилпроизводное, по эффективности превосходят ЦТМ (рис. 1).

Антидетонационная эффективность ЦТМ и его метоксиметилпроизводного<br>Топливао - 60% изооктана+ 40% н-гептана

Представляет также интерес ацетилтрифторциклопентадиенилтрикарбонилмарганец (АТФЦТМ) СF3СОС5Н4Мn(СO)3. Его антидетонационная эффективность в смесях изооктана с н-гептаном в среднем превышает эффективность ЦТМ (октановое число на 2—3 выше).

При этом для получения одинакового прироста октанового числа в бензин А-72 требуется вносить с АТФЦТМ в два раза меньше марганца, чем в бензин с ЦТМ (рис. 2). Антидетонационная эффективность АТФЦТМ при оценке его содержания в граммах металла больше, чем для ЦТМ.

Антидетонационная эффективность АТФЦТМ.<br>Топливо - 60% изооктана+ 40% н-гептана


Copyright ©2003 - 2004 "Инженерная Лига". Все права защищены. Е-mail:gp_lab@inbox.ru
т.(812)158-23-24
т.(812)568-14-94
Сайт создан в системе uCoz