Соединения марганца
В 1951 г. были синтезированы металлоорганические
соединения, молекула которых представляет собой «сэндвич» с атомом переходного
металла, расположенным между двумя циклопентадиенильными кольцами. В 1954 г.
Фишером и Ииром впервые получен циклопентадиенилтрикарбонилмарганец (ЦТМ).
Авторы установили, что дициклопентадиенилмарганец при нагревании под давлением
окиси углерода превращается в желтый легко сублимирующийся кристаллический
продукт состава С5Н5Мn(СО)3. Полученное соединение представляет собой
«полусэндвич» с атомом марганца в середине.
Первые сообщения об
открытии антидетонационных свойств новых соединений марганца появились в печати
в 1957 г. В течение нескольких последующих лет были синтезированы «сэндвичевые»
соединения ряда других металлов и исследованы их антидетонационные свойства.
Среди исследованных веществ наиболее эффективными оказались соединения марганца—
циклопентадиенилтрикарбонилмарганец (ЦТМ) и метилциклопентадиенилтрикарбонилмарганец (МЦТМ).
Все основные исследования и
испытания за рубежом проведены с метилциклопентадиенилтрикарбонилмарганцем
СН3С5Н4Мn(СО)3. Это соединение представляет собой
прозрачную маловязкую жидкость светло-янтарного цвета с травянистым запахом,
температурой кипения 233° С, плотностью 1,3884 г/см3 и
температурой застывания 1,5 °С. МЦТМ хорошо растворим в бензине и практически
нерастворим в воде (при 25° С — 0, 007 вес. %).
Антидетонационная
эффективность МЦТМ изучалась на товарных бензинах и на индивидуальных
углеводородах. Исследование на индивидуальных углеводородах показало, что те
углеводороды, которые имеют наибольшую чувствительность к ТЭС, обнаруживают и
наилучшую приемистость к МЦТМ. Среди исследованных углеводородов наибольшую
приемистость как к ТЭС, так и к МЦТМ показали гептан нормального строения,
2,2-диметилбутан и 2-метилпентан. Нафтеновые углеводороды обладают несколько
меньшей приемистостью к МЦТМ, чем парафиновые, но намного превосходят по этому
показателю ароматические. Эффективность МЦТМ в олефинах в значительной степени
зависит от их структуры. Приемистость октена-1 к марганцевому антидетонатору
оказалась в 14 раз больше приемистости диизобутиленов.
При
исследовании сравнительной эффективности МЦТМ и ТЭС на искусственной смеси,
состоящей из 40% толуола, 30% гептана,20% диизобутилена и 10% изооктана
(топливо ТД-3), оказалось, что МЦТМ вдвое эффективнее ТЭС при определении
октанового числа по исследовательскому методу и равноценен ТЭС при оценке по
моторному методу.
Приемистость бензинов к
МЦТМ зависит от их химического состава. Бензины, имеющие высокую приемистость к
ТЭС, как правило, показывают еще большую приемистость к МЦТМ. Основное влияние
на приемистость бензинов к МЦТМ оказывает содержание в них парафиновых и
ароматических углеводородов. С увеличением содержания парафиновых и уменьшением
содержания ароматических углеводородов приемистость бензинов к ЦТМ возрастает.
Высокую приемистость к МЦТМ имеют алкилаты, газовые бензины, углеводороды
C5—С9 разветвленного строения.
Исследования
антидетонационной эффективности МЦТМ на двигателях в стендовых и
эксплуатационных условиях показали значительно большую эффективность этого
антидетонатора, чем можно было предполагать по результатам определения
октанового числа исследовательским и особенно моторным методами.
Многочисленные
дорожные испытания на современных автомобилях показали, что детонационная
стойкость бензинов с МЦТМ в условиях эксплуатации больше соответствует
октановому числу по исследовательскому методу, чем по моторному (см. табл. 1).
Таблица 1. Эффективность ТЭС и МЦТМ при совместном
введении в различные бензины.
ТЭС, мг/л |
МЦТМ, г/л |
ОЧИМ |
ОЧММ |
ОЧДМ при n об/мин |
1500 |
2000 |
2500 |
3000 |
Среднее |
Бензин А
|
0
|
0
|
90,
7
|
73,
5
|
90,
1
|
90,
6
|
90,
8
|
89,
9
|
90,
4
|
0
|
0,
066
|
94,
4
|
82,
4
|
93,
2
|
93,
5
|
93,
8
|
92,
2
|
93,
2
|
0
|
0,
132
|
95,
7
|
83,
3
|
94,
5
|
95,
0
|
94,
4
|
93,
2
|
94,
3
|
0
|
0,
264
|
97,
3
|
83,
7
|
95,
5
|
96,
5
|
95,
9
|
94,
9
|
95,
7
|
0
|
0,
528
|
99,
2
|
85,
0
|
97,
4
|
98,
0
|
97,
6
|
96,
8
|
97,
5
|
0,
792
|
0
|
98,
0
|
85,
2
|
96,
0
|
96,
8
|
96,
2
|
95,
0
|
96,
0
|
0,
792
|
0,
026
|
98,
8
|
86,
0
|
94,
9
|
97 6
|
97,
4
|
96,
5
|
97,
0
|
0,
792
|
0,
066
|
98,
9
|
86,
2
|
99,
6
|
97,
6
|
97,
3
|
96,
5
|
97,
0
|
0,
792
|
0,
132
|
99,
4
|
86,
5
|
97,
3
|
97,
7
|
97,
6
|
96,
8
|
97,
3
|
0,792
|
0,
264
|
100,
0
|
87,
0
|
97,
3
|
97,
9
|
97,
6
|
96,
7
|
97,
4
|
Бензин Б
|
0
|
0
|
90,
6
|
83,
0
|
88,
3
|
89,
6
|
89,
9
|
89,
7
|
89,
4
|
0
|
0,
066
|
94,
1
|
84,
6
|
89,
8
|
92,
5
|
93,
7
|
98,
3
|
92,
3
|
0
|
0,
132
|
95,
7
|
85,
3
|
92,
9
|
94,
2
|
95,
4
|
94,
8
|
94,
3
|
0
|
0,
264
|
97,
7
|
86,
5
|
94,
8
|
96,
4
|
97,
8
|
97,
0
|
96,
5
|
0
|
0,
528
|
99,
6
|
88,
2
|
97,
0
|
98,
9
|
99,
4
|
99,
0
|
98,
6
|
0,
792
|
0
|
99,
0
|
90,
7
|
97,
1
|
99,
1
|
99,
4
|
99,
5
|
98,
8
|
0,
792
|
0,
026
|
99,
3
|
90,
6
|
96,
4
|
99,
0
|
99,
9
|
99,
7
|
98,
8
|
0,
792
|
0,
066
|
99,
5
|
91,
0
|
97,
5
|
99,
9
|
100,
6
|
100,
4
|
99,
6
|
0,
792
|
0,
132
|
99,
7
|
91,
0
|
96,
8
|
99,
4
|
100,
3
|
99,
8
|
99,
1
|
0,
792
|
0,
264
|
100,
8
|
91,
3
|
97,
9
|
100,
0
|
100,
8
|
99,
9
|
99,
7
|
Бензин В
|
0
|
0
|
91,
0
|
80,
3
|
90,
0
|
91,
4
|
92,
1
|
91,
2
|
91,
2
|
0
|
0,
066
|
94,
7
|
82,
8
|
92,
4
|
93,
5
|
94,
2
|
93,
6
|
93,
4
|
0
|
0,
132
|
96,
2
|
83,
7
|
94,
5
|
95,
8
|
96,
0
|
94,
7
|
95,
2
|
0
|
0,
264
|
97,
5
|
84,
9
|
95,
6
|
97,
4
|
97,
5
|
96,
2
|
96,
7
|
0
|
0,
528
|
99,
4
|
85,
9
|
98,
4
|
99,
2
|
98,
9
|
97,
8
|
98,
6
|
0,
792
|
0
|
98,
7
|
88,
6
|
96,
9
|
98,
8
|
98,
7
|
98,
0
|
98,
1
|
0,
792
|
0,
026
|
100,
1
|
88,
4
|
97,
6
|
99,
6
|
99,
2
|
98,
4
|
98,
7
|
0,
792
|
0,
066
|
100,
5
|
88,
8
|
98,
2
|
99,
8
|
99,
4
|
98,
8
|
99,
1
|
0,
792
|
0,
132
|
100,
7
|
88,
8
|
98,
1
|
99,
2
|
99,
5
|
98,
6
|
98,
9
|
0,
792
|
0,
264
|
100,
3
|
88,
9
|
98,
4
|
99,
8
|
99,
4
|
98,
8
|
99,
1
|
Эффективность алкоксиметилпроизводных ЦТМ в зависимости от состава алкоксигрупп снижается в таком порядке:
CH3OR > С2H5OR > С3Н7ОR > ROCH=CH2 >> С6Н5-СН2ОR
R=МnС5Н4(СО)3СН2
Однако некоторые из этих соединений, например метоксиметилпроизводное, по эффективности превосходят ЦТМ (рис. 1).
Представляет также интерес ацетилтрифторциклопентадиенилтрикарбонилмарганец (АТФЦТМ) СF3СОС5Н4Мn(СO)3. Его антидетонационная эффективность в смесях изооктана с н-гептаном в среднем превышает эффективность ЦТМ (октановое число на 2—3 выше).
При этом для получения одинакового прироста октанового числа в бензин А-72 требуется вносить с АТФЦТМ в два раза меньше марганца, чем в бензин с ЦТМ (рис. 2). Антидетонационная эффективность АТФЦТМ при оценке его содержания в граммах металла больше, чем для ЦТМ.
Copyright ©2003 - 2004 "Инженерная Лига". Все права защищены. |
Е-mail:gp_lab@inbox.ru
т.(812)158-23-24 т.(812)568-14-94 |
|